Особенности детей не посещавших детский сад.
15.03.2024
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических
периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них –
эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация на первом году
обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие
годы. Но детям, которые росли дома, под присмотром мамы, бабушки или няни,
адаптироваться к школьной жизни еще сложнее, чем выпускникам детсада.
Дети, посещавшие детский сад, привыкли жить по
расписанию, домашние детки, даже в том случае, если родители старались
соблюдать определенный режим дня, имели гораздо большую степень свободы.
Добавьте к этому ещё не домашнюю еду, общественный туалет и т.д. У них нет
большого опыта общения со сверстниками и чужими взрослыми. Не с мамой,
бабушкой, гувернёром или нянечкой, которые - ещё ребёнок не попросил - уже
готовы броситься на помощь и много раз объяснять, разговаривая с ним, что
называется, «глаза в глаза». В результате, резкий переход такого ребенка
на жесткий школьный режим становится сильным стрессом.
Гармонично вписаться в детский коллектив в 6-7 лет гораздо сложнее,
чем в 2-4 года. Ведь в детском саду все внимание родителей, воспитателей и
самих детей сконцентрировано именно на взаимоотношениях с коллективом. В
школьные годы внимание переключается на учебу и первоклашки, которые
воспитывались дома, в дошкольном возрасте, сталкиваются с рядом специфических
трудностей, связанных с адаптацией в совершенно новой для них
среде.
И чем дольше мама сидит с малышом дома, тем сложнее будет ребенку
адаптироваться к условиям коллектива. Он сильнее привыкает к тому, что он один,
все внимание направлено только на него. Ребенок ощущает постоянную опеку
родных. У него не возникает конфликтов из-за игрушек, ему не приходится анализировать
свое поведение относительно других детей.
Таких детей сегодня много и серьёзные проблемы с психологической
адаптацией практически у 40% детей, которые
не ходили в детский сад .Таким детям грозит -
социальная дезадаптация.
Главная причина школьной дезадаптации в младших
классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи
где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу
входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению.
Малышу, привыкшему быть центром внимания в семье, достаточно сложно
адаптироваться к новым условиям. Дома, что бы ни делал кроха, он всегда
самый лучший и замечательный. В школе же, даже самый подготовленный к наукам
ребенок, может почувствовать дискомфорт. Учеников ведь много, у учителя в
классе 25 человек. Один лучше запоминает стихи, другой превосходно рисует,
третий быстрее всех бегает… Неожиданно, домашний малыш осознает, что он далеко
не самый-самый. А переживают открытие все по разному: кто-то всеми силами
стремится обогнать сверстников, забывая про прогулки, но большинство замыкаются
в себе, превращаясь в серых мышек.
Вторая причина – в неправильной мотивации к учебе.
Для ребенка, не посещавшего детский сад, школа – это, прежде
всего, возможность пообщаться, найти новых друзей, что называется: «на
людей посмотреть, себя показать». К сожалению, на выстраивание отношений,
порой, тратится все свободное время ребёнка, а учебники мирно пылятся в
сторонке.
Третий вопрос, остро встающий перед школьником, - взаимоотношение с
учителем.
Если садовские дети регулярно общались с воспитателем, то для
остальных – это новый процесс, в нюансах которого только предстоит
разобраться. Нередко «домашний» ребёнок, вернувшись в первый день из
школы, говорит: «Учительница меня не любит, она на меня не смотрит».
И это осложняет адаптацию.
Домашний ребенок может панически бояться учителя. У него может
отключаться внимание на уроках. Такой уход в себя вызван страхами малыша перед
реальностью. Родителям необходимо объяснить малышу, почему учитель ведет себя
таким образом. Расскажите, почему он сердиться или критикует, почему может
кого-то ругать. Домашний ребенок, который идет в первый класс, должен научиться
уважать взрослых, но не боятся их. Ребенку необходим опыт общения с взрослыми.
Задача родителей - обеспечить благоприятные условия для такого общения еще до
школы.
И ещё одна проблема – строгий режим, с которым многие домашние дети
впервые сталкиваются именно в стенах учебных заведений.
Как видим, адаптироваться в новых условиях не так просто. Поэтому стоит
приложить усилия, чтобы помочь любимому ученику и разобраться
во всех проблемах адаптации.
II. Трудности, с которыми сталкиваются «домашние дети» в
школе
1.Проблемы коммуникативного характера
Для домашних детей становится особенно важно
мнение других детей, они ищут свое место в коллективе, новых друзей.
Ребенок, который не прошел определенные стадии взаимодействия с социумом,
воспринимает школу как увлекательную новую игру и таким образом
учится согласовывать свои действия с кем-то еще. Но менталитет домашнего
ребёнка отличается от менталитета детсадовского малыша,
он должен понимать, что не единственный на свете и у окружающих людей
есть собственные желания и потребности. В результате, столкнувшись с
первыми трудностями общения, первоклассник психологически не готов их преодолевать.
И при малейшей неудаче, домашние дети могут замкнуться, становятся
робкими, стараются держаться незаметно, при замечаниях плачут. У них может
нарушиться сон, пропасть аппетит, они становятся капризны.
2.Мотивационная проблема
У детей, которые посещали детский сад, сформирован мотив - они
идут в школу учиться. Они уже наигрались в детском саду и готовы УЧИТЬСЯ.
Домашние дети, лишенные тесного общения с ровесниками, зачастую идут в школу
общаться. В первом классе они отдают много времени для эмоций и на
выстраивание взаимоотношений с одноклассниками. При этом учеба
отодвигается на второй план.
3.Проблемы психологического характера
Вопрос, остро встающий перед школьником, - взаимоотношение с
учителем.
Дети, которые посещали детский сад уже научились выстраивать
общение со взрослыми по модели воспитатель – ребенок и легко
переходят на школьный вариант взаимоотношений. Они не боятся учителя и
адекватно воспринимают строгость, критику. У домашних детей часто
на уроках отключается внимание, они уходят в себя. Такой ребенок тихо сидит, но
как будто отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не
связано с тем, что ему неинтересно или он увлечен чем-то другим. Как правило,
уход в себя, в свой внутренний мир вызван страхом перед реальностью. В данном случае
перед учителем, так как модель взаимоотношений учитель - ученик сильно
отличается от модели ребенок - родители. И слушать теперь надо не только
маму, но и учителя.
Большинство родителей, которые не отдавали ребенка в
детский сад и занимались с ним дома, уверены, что их чадо значительно умнее
одноклассников. Они ждут от него мгновенного и головокружительного успеха. А к
неизбежным в начале обучения трудностям относятся негативно.
Среднестатистические успехи ребенка они воспринимают, как неудачи. Они
недооценивают достижения малыша. Он чувствует, что мама и папа расстроены (даже
если они это скрывают). В результате у маленького ученика пропадает желание
достигнуть успеха, снижается уверенность в себе и формируется низкая
самооценка. Ребенок хуже усваивает новый материал, появляются плохие отметки,
которые опять вызывают недовольство родителей, и разорвать этот замкнутый круг
становится все сложнее.
Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей,
естественно, проходит по-разному. Малыши, посещавшие детский сад, как правило,
в период адаптации могут быть очень шумными, они бегают по коридорам,
отвлекаются на уроках, часто спорят с учителями. Домашние дети, не ходившие
в сад и не имеющие опыта нахождения в
социуме, пугаются большого количества одноклассников и всё
же им необходимо успешно влиться в такой коллектив и
общаться со сверстниками. Появляется необходимость постоять за себя, научиться
разрешать конфликты, дружить. Дети начинают оценивать себя иначе, сравнивать и
соперничать с одноклассниками. Домашний ребенок слишком зависим от мнения
одноклассников. Ему важно быть таким, как все, а не выделяться на общем фоне. В
результате первоклассник, вместо того чтобы развивать и демонстрировать свои
знания, старается слиться с классом, стать незаметным и не выделяться на общем
фоне. Дополнительные умения ребенок воспринимает не как собственное
достоинство, а как недостаток и старается их никому не демонстрировать.
Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего»
воспитания и воспитания в детском саду
В садике ребенок не испытывает недостатка в
общении, поэтому его социализация, альтруизм, дисциплина и т.д. закладываются
сами по себе. Если же ребенок воспитывается дома, родителям придется создать
специальные условия для развития его личности и выработки необходимых качеств,
быть настойчивыми и требовательными.
• Самое главное – полноценное общение со сверстниками. Чаще всего
домашние дети, придя в школу, испытывают коммуникативные проблемы именно из-за
того, что не привыкли общаться в коллективе. Поэтому они много времени тратит
на установление общения и на игры с детьми и в результате учеба может уйти на
второй план.
• В детском саду дети приобретают опыт общения с посторонними
взрослыми людьми – воспитателями и нянечками. Они учатся их уважать, слушаться,
просить о помощи, выполнять требования и поручения, соблюдать дисциплину.
Домашний же ребенок, который привык только к маме или веселой доброй тёте, в
развивающем центре, придя в класс – долгое время может испытывать страх перед
учителем.
• В детском саду изо дня в день соблюдаются все режимные моменты.
В то время как дома у ребенка чаще всего полная свобода, он не привыкает жить
по расписанию. Поэтому ребенку будет трудно подстроиться под строгое школьное
расписание и организовать своё время.
• Сравнения с другими детьми – дома ваш малыш естественно самый
лучший и самый умный. Но придя в школу, может случиться так, что даже при
хорошей подготовке, ребенок растеряется, не сможет сконцентрироваться на
заданиях, объяснениях и требованиях учителя; не сможет проявить себя с лучшей
стороны или поймет, что есть дети и «поумнее» его. Сравнение себя и своих
знаний с другими детьми может быть весьма болезненно для ребенка.
• Находясь в саду, ребенок постепенно вырабатывает иммунитет к
различным инфекционным заболеваниям и в старших группах уже практически не
болеет. Придя в школу и попадая в постороннюю среду, домашний ребенок может
подвергнуться частым простудным и инфекционным заболеваниям. А такими
болезнями, как ветрянка, краснуха, свинка лучше переболеть в детсадовском
возрасте.
Советы родителям
Иногда именно позиция родителей и становится причиной
дезадоптации ребенка в новых условиях. Ребенок привыкает считать
виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки,
относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их
интересами и мнением. Правила, которые помогут родителям развивать интерес,
желание учиться и адаптироваться их ребенку в школе.
- Очень важно, чтобы родители не поощряли проявление детского эгоизма.
Необходимо найти способ объяснить ребенку элементарные нормы и правила, которым
необходимо следовать при взаимодействии с окружающими.
- Задача родителей - объяснить ребёнку, что все дети разные, с
разными способностями и талантами. Научите его не только брать, но и отдавать.
- Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за
улучшение его собственных результатов (вчера ты сделал две ошибки, а сегодня
только одну).
- Родители должны вовремя сориентировать ребенка именно на процесс
обучения. Важно, чтобы школа привлекала первоклассника своей главной
деятельностью - учебой. Рассказывайте ребенку, какие предметы он будет изучать
в школе, как проходит урок, как надо отвечать, как интересно узнавать каждый
день много нового. Необходимо ограничить телевизор, компьютер.
- Родители должны объяснить ребенку действия учителя: почему он ругает
кого-то, почему сердится, критикует. Рассказать малышу, что это никак не
связано с ним лично - критикуют не его, как личность, а, к примеру, неправильно
выполненное задание. При этом первоклассник должен уважать учителя, а не
бояться его.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.08.2024
Дата обновления: 30.08.2024
Дата публикации: 15.03.2024