Педагогическая диагностика
15.08.2023
1.1. Педагогическая диагностика достижения планируемых
результатов (далее – педагогическая диагностика) разработана на основании и во
исполнение ФЗ РФ «Об образовании в РФ», в соответствие с Федеральным
государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС ДО) и Федеральной
образовательной программой дошкольного образования (далее - ФОП ДО).
1.2. Педагогическая диагностика направлена на изучение
деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП
ДО, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию
образовательной деятельности.
1.3. Цели педагогической диагностики, а также
особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации
Образовательной программы дошкольного образования (далее - ОП ДО) может
проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется
педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для
получения информации о динамике возрастного развития ребенка и успешности
освоения им ОП ДО, формах организации и методах решается непосредственно
дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО).
1.4. Специфика педагогической диагностики
обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО, подчеркивающими направленность
педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного
возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий
и осуществляется их дальнейшее планирование:
планируемые результаты освоения ОП ДО заданы как
целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
разных этапах дошкольного детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной
оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики, и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей;
освоение ОП ДО не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников;
1.5. Педагогическая диагностика проводится
педагогическими сотрудниками ДОО (воспитателем, учителем-логопедом,
педагогом-дефектологом, инструктором по физической культуре, музыкальным
руководителем) в произвольной форме на основе мало формализованных диагностических
методов:
1.5.1. Наблюдение /основной/ Ориентирами для
наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка и содержание
образовательной деятельности. Они выступают как обобщенные показатели возможных
достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих
образовательных областях.
Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности
(игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной.
Конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в
группе, на прогулке, совместной деятельности, самостоятельной деятельности). В
процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных
качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на
успехи и неудачи и т.д.
Наблюдай за поведением ребенка, педагог обращает
внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и
инициативность. Частота проявления – указывает на периодичность и степень
устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия – позволяет
определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность –
свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и
взаимодействии.
1.5.2. Анализ продуктов детской деятельности
1.5.3. Свободные беседы с детьми
1.5.4. Специальные диагностические ситуации
1.5.5. Специальные методики
1.6. Периодичность проведения педагогической
диагностики определяется ДОО. Оптимальным является ее проведение на начальном
этапе освоения ребенком ОП ДО в зависимости от времени его поступления в
дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения ОП ДО
его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении
диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания
ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики
позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика проводится 1-2 раза в
год.
Стартовая диагностика проводится 1 раз – в начале учебного года и(или) при зачислении ребенка в ДОУ/группу на начальном этапе освоения ОП ДО.
Финальная диагностика проводится ежегодно в конце
учебного года (май) и(или) при отчислении ребенка из группы.
1.7. Результаты наблюдения фиксируются путем
заполнения Диагностических карт и могут быть использованы исключительно для
решения следующих образовательных задач :
индивидуализации образования (в том числе поддержки
ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей;
Диагностические карты – представлены в виде
структурированных в таблицы диагностических показателей, определенных в
соответствие с планируемыми результатами реализации ФОП ДО, представляющих
собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного
возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДОО, и содержанием
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Технология работы с диагностическими картами включает
2 этапа:
1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка
проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра. Затем считается
итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == сума всех баллов по
строке, разделенная на их количество.
2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда
подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == сума всех
баллов по столбцу, разделенная на количество детей, принявших участие в
диагностике).
Двухступенчатая система мониторинга позволяет
оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и
выделять детей с проблемами в развитии.
1.8. Диагностика индивидуального развития ребенка
проводится по следующим уровням показателей возможных достижений (возрастных
характеристик):
Степень выраженности возрастных характеристик
возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине
высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий
освоения ОП ДО. Обозначенные различия не должны быть констатированы как
трудности ребенка в освоении ОП ДО и не подразумевают его включения в
соответствующую целевую группу.
1.9. Педагогическая диагностика завершается анализом
полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с
детьми, организует развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС),
мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет
индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО, осознанно и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.02.2024
Дата обновления: 07.02.2024
Дата публикации: 15.08.2023