Информация о развивающей предметно-пространственной среде в разновозрастной группе с 2-х мес. до 8-ми лет..

23.03.2023

 
 

Развивающая предметно-пространственная среда:

 

В МБДОУ детский сад «Светлячок» предметно-пространственная развивающая среда в разновозрастной группе с 2-х мес. до 8-ми лет отвечает следующим требованиям: 

2.8.

Содержательная насыщенность среды

 

Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы. 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Формируя развивающую предметно-пространственную среду в разновозрастной группе с 2-х мес. до 8-ми лет учитываем пять образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие:

Центр игры: куклы (разного возраста, разного пола), набор посуды, кухня (плита, кухонный стол, стулья, кроватка, мойка),гостиная (мягкая мебель, зеркало, шкаф и т.д.), машины (грузовые, легковые и машины специального назначения), предметы заместители (счетные палочки, пластмассовые круги), игрушки – животные, дидактическая кукла, парикмахерская: трюмо с зеркалом, расчески, ножницы, накидка и т.д., магазин: весы, баночки, бутылочки из пластика, набор овощей и фруктов и т. д.больница: кукла- доктор, тематический набор, почта: почтовый ящик, сумка почтальона, бланки, открытки, письма, посылки и т.д.

Центр безопасности (ПБ, ГО, ПДД и антитеррор): плакаты (по пожарной безопасности», «Один дома»)и другие, сюжетные картинки, иллюстрации: опасных ситуаций дома, электроприборы, профессии и т.д.дидактические и настольные игры, лото, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Художественная литература, раскраски, макет улицы: дома, дорога, машины, светофор, дорожные знаки, фигурки людей и животных.  Дидактические и настольные игры, лото, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, иллюстрации,  книги по ОБЖ, интерактивные плакаты.

Центр труда, уголок дежурных: карточки по количеству детей, форма для дежурных: фартуки, колпачки.

 

Познавательное развитие:

Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности: календарь природы, иллюстрации по сезону, картотека комнатных растений, муляжи фруктов, альбом «Времена года», оборудование для ухаживания за цветами. Настольно-печатные, дидактические, развивающие игры: «Мои друзья», «Найди пару», «Ассоциации» и др. Различные виды мозаик, кубиков, вкладышей, шнуровок, пирамидок, пазлов. Мелкие конструкторы, лото. Дидактические игры по математике и логике по возрастам. Набор для экспериментирования с водой: емкости разных размеров (демонстрационные и раздаточные), сосуды разных форм прозрачные, одноразовые тарелки, ложки, мерные стаканчики, черпачки, воронки. Набор для экспериментирования с песком: чистый речной песок, емкости и формочки разных размеров, совочки, лопатки, увеличительные стекла маленькие зеркальца, палочки деревянные для рыхления. Наборы мелких предметов для экспериментирования (гвозди, ключи, деревянные бруски, палочки, кусочки резины, пластика, обработанные стеклышки). Природный материал для сортировки (шишки, камушки, желуди, каштаны, ракушки, фасоль).

Центр математико-сенсорного развития: конструкторы «Лего», металлические, кнопочные и др. Рамки-вкладыши тематические «Животные», «Рыбы», «Транспорт», «Растения» и др. Мозаики различных форм и размеров. Пазлы, Наборы кубиков «Собери картинку». Кубик Рубика. Набор геометрических фигур для сериации по величине, Наборы для «Чудесного мешочка» из мелкого материала (буквы, цифры, геометрические тела, мелкие предметы из счетных наборов). Наборы шаблонов, трафаретов форм и цифр, различные лекала. Наборы для нанизывания на леску (бусы, шарики).

Дидактические игры: игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей «Составь круг»;  игры с цифрами, монетами; игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»); игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).  Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»). Календарь, модель календаря.

Развивающие игры: игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, лото-бочонки и т.п., часы-конструктор, весы, лупа, рулетка; игры и др. в соответствии с возрастными особенностями детей. Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Центр «Юный патриот»: государственная символика, флаг, портрет Президента России, символика Ростовской области, района, альбомы, открытки и литература для рассматривания с видами столицы нашей Родины, родного города, городов России, дидактические игры на патриотическое воспитание ознакомление с жизнью различных наций нашего государства, жизнью русского народа.

Речевое развитие

Центр книги: портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский и книги, рекомендованные программой. Наполняемость: книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; Энциклопедии («умные» книжки), словари; «Толстые» книжки; Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе; наборы открыток, с Центр речевого развития вязанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.

Центр речевого развития: картинки по лексическим темам.

Каталог игр: по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной гимнастики;  упражнений дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастике.

Художественные произведения по программе и др.

Картотека: Словесные дидактические игры. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

Картинки: с изображением явлений природы;  картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;  основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); Зеркало.

Художественно-эстетическое развитие

Центр детского творчества: иллюстрации из детских книг, заготовки для рисования, цветные мелки, бумага, карандаши, пластилин, доски, краски, кисточки, губки, фломастеры, трафареты, книжки-раскраски. Стенка для детских работ.

Центр музыкальной и театрализованной деятельности, уголок ряженья: ширма, различные виды театров: настольный, пальчиковый, кукольный, маски-шапочки, костюмы для игр-драматизаций по русским народным сказкам «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди» в соответствии с возрастом детей.

Косынки, шапочки, платочки, юбочки, бусы, сумочки, бантики, специальная одежда и др.Хочу такой сайт

Музыкальные инструменты для детского оркестра, аудиотека: детские песни, фрагменты классических музыкальных произведений, записи звуков природы, колыбельных и т. д., музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты (металлофоны, погремушки, маракасы, бубенчики, барабан, дудки, трещотки, детское пианино), комплект дисков для слушания с тематическим репертуаром согласно тематическому планированию.

Центр конструирования: крупный и мелкий строитель, игрушки для обыгрывания построек, мозаики крупные, средние и мелкие, конструкторы типа «Лего» крупные и мелкие, кубики различных размеров, строительные наборы, содержащие элементы для конструирования архитектурных форм (арки, призмы, конусы и т.д.), дидактические игры, связанные с ориентированием в пространстве, приемами моделирования, транспортные игрушки, альбомы с алгоритмами и схемами создания построек.

 

Физическое развитие

Центр здоровья:  кегли, кубики, скакалки, гимнастические палки, обручи; флажки, ленты; мячи резиновые разных диаметров; погремушки, гантели, мешочки с песком, массажные коврики, дидактические игры о здоровом образе жизни, игры о видах спорта, картотеки утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, динамических пауз, пальчиковой гимнастики, схемы упражнений.

 

Размещение оборудования, игрушек и наглядного материала по зонам позволяет детям объединяться по подгруппам по общим интересам.

2.9.

Трансформируемость пространства

 

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Согласно календарного плана образовательной деятельности, в зависимости от времени года, от интересов и возможностей детей, сюжетно-ролевые игры изменяются, в соответствие с сюжетом новой игры, спутника.

В соответствие с этим изменяется пространственная среда в группе. Смена наглядного, игрового и дидактического материала, который будет стимулировать воспитанников на игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей по какой-то определенной теме.

Трансформируемость стульев парами для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Поезд».

Оформление стен и т.д.

2.10.

Полифункциональность материалов

 

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Групповое пространство возможно поделить столами, ширмами, игровыми модулями, постройками и пр.

Использование в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в качестве предметов заместителей.

Дети должны уметь манипулировать с предметами не только по их прямому назначению, но и проявлять фантазию, изобретать новые функции предметов. Задача воспитателя – создать условия, при которых ребенок сможет «включить» фантазию.

Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность. Именно такие материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.

Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения. Полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивать имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.

2.11.

Вариативность среды

 

В группе имеются различные пространства для игры, конструирования и т.д. Разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование обеспечивают свободный выбор детей, периодическая сменяемость игрового материала или появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, зелёный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.

 

Психолого-педагогические условия:

2.12.

Доступность среды

 

В помещениях, где осуществляется образовательная деятельность имеется свободный доступ для детей. Расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность. Воспитанники спокойно без усилий могут брать и использовать игры, игрушки, материалы, пособия для детской активности. 

2.13.

Безопасность предметно-пространственной среды

 

Все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Мебель устойчивая (шкафы закреплены) и прочная. Столы и стулья с закругленными «углами». Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечает гигиеническим требованиям. Все оборудование и материалы исправны и имеют опрятный вид.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.03.2023

Дата обновления: 29.03.2023

Дата публикации: 23.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».