|
Насыщенность
среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию образовательной
программы.
В
соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая
предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности
каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Формируя развивающую
предметно-пространственную среду в разновозрастной группе с 2-х мес. до 8-ми
лет учитываем пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное
развитие:
Центр игры: куклы (разного
возраста, разного пола), набор посуды, кухня (плита, кухонный стол, стулья,
кроватка, мойка),гостиная (мягкая мебель, зеркало, шкаф и т.д.), машины
(грузовые, легковые и машины специального назначения), предметы заместители
(счетные палочки, пластмассовые круги), игрушки – животные, дидактическая
кукла, парикмахерская: трюмо с зеркалом, расчески, ножницы, накидка и т.д.,
магазин: весы, баночки, бутылочки из пластика, набор овощей и фруктов и т.
д.больница: кукла- доктор, тематический набор, почта: почтовый ящик, сумка
почтальона, бланки, открытки, письма, посылки и т.д.
Центр безопасности (ПБ, ГО, ПДД и
антитеррор): плакаты
(по пожарной безопасности», «Один дома»)и другие, сюжетные картинки, иллюстрации:
опасных ситуаций дома, электроприборы, профессии и т.д.дидактические и
настольные игры, лото, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Художественная
литература, раскраски, макет улицы: дома, дорога, машины, светофор, дорожные
знаки, фигурки людей и животных.
Дидактические и настольные игры, лото, атрибуты для сюжетно-ролевых
игр, иллюстрации, книги по ОБЖ,
интерактивные плакаты.
Центр труда, уголок дежурных: карточки по
количеству детей, форма для дежурных: фартуки, колпачки.
Познавательное
развитие:
Центр природы и
познавательно-исследовательской деятельности: календарь
природы, иллюстрации по сезону, картотека комнатных растений, муляжи фруктов,
альбом «Времена года», оборудование для ухаживания за цветами.
Настольно-печатные, дидактические, развивающие игры: «Мои друзья», «Найди
пару», «Ассоциации» и др. Различные виды мозаик, кубиков, вкладышей,
шнуровок, пирамидок, пазлов. Мелкие конструкторы, лото. Дидактические игры по
математике и логике по возрастам. Набор для экспериментирования с водой:
емкости разных размеров (демонстрационные и раздаточные), сосуды разных форм
прозрачные, одноразовые тарелки, ложки, мерные стаканчики, черпачки, воронки.
Набор для экспериментирования с песком: чистый речной песок, емкости и
формочки разных размеров, совочки, лопатки, увеличительные стекла маленькие
зеркальца, палочки деревянные для рыхления. Наборы мелких предметов для
экспериментирования (гвозди, ключи, деревянные бруски, палочки, кусочки
резины, пластика, обработанные стеклышки). Природный материал для сортировки
(шишки, камушки, желуди, каштаны, ракушки, фасоль).
Центр математико-сенсорного развития: конструкторы
«Лего», металлические, кнопочные и др. Рамки-вкладыши тематические
«Животные», «Рыбы», «Транспорт», «Растения» и др. Мозаики различных форм и
размеров. Пазлы, Наборы кубиков «Собери картинку». Кубик Рубика. Набор
геометрических фигур для сериации по величине, Наборы для «Чудесного мешочка»
из мелкого материала (буквы, цифры, геометрические тела, мелкие предметы из
счетных наборов). Наборы шаблонов, трафаретов форм и цифр, различные лекала.
Наборы для нанизывания на леску (бусы, шарики).
Дидактические игры: игры для деления
целого предмета на части и составление целого из частей «Составь круг»; игры с цифрами, монетами; игры для развития
числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.
(«Сравни и подбери»); игры с алгоритмами («Вычислительные машины»). Модели числовых и временных отношений
(«Числовая лесенка», «Дни недели»). Календарь, модель календаря.
Развивающие
игры: игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, лото-бочонки и
т.п., часы-конструктор, весы, лупа, рулетка; игры и др. в соответствии с
возрастными особенностями детей. Трафареты, линейки и другие измерительные
эталоны.
Центр «Юный патриот»: государственная
символика, флаг, портрет Президента России, символика Ростовской области,
района, альбомы, открытки и литература для рассматривания с видами столицы
нашей Родины, родного города, городов России, дидактические игры на
патриотическое воспитание ознакомление с жизнью различных наций нашего
государства, жизнью русского народа.
Речевое развитие
Центр книги: портреты
писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К.
Чуковский и книги, рекомендованные программой. Наполняемость: книг различной
тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные
разными художниками). Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей,
записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; Энциклопедии («умные»
книжки), словари; «Толстые» книжки; Альбомы или иллюстрации дополняются о
Родине, о технике, космосе; наборы открыток, с Центр речевого развития
вязанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений,
мультфильмов.
Центр речевого развития: картинки по
лексическим темам.
Каталог
игр: по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной
гимнастики; упражнений дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастике.
Художественные
произведения по программе и др.
Картотека:
Словесные дидактические игры. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки,
приговорки.
Предметные,
сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
Картинки:
с изображением явлений природы; картинки с изображением профессий
(каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея,
военный, врач, учитель; основными частями транспорта (кабина, руль,
окна, двери, колеса); с изображением техники специального назначения
(подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина),
электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); с
изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает,
моет, гладит т.д.); Зеркало.
Художественно-эстетическое
развитие
Центр детского творчества: иллюстрации из
детских книг, заготовки для
рисования, цветные мелки, бумага,
карандаши, пластилин, доски, краски, кисточки, губки, фломастеры, трафареты,
книжки-раскраски. Стенка для детских работ.
Центр музыкальной и театрализованной
деятельности, уголок ряженья: ширма, различные виды театров: настольный, пальчиковый,
кукольный, маски-шапочки, костюмы для игр-драматизаций по русским народным
сказкам «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди» в соответствии с возрастом детей.
Косынки,
шапочки, платочки, юбочки, бусы, сумочки, бантики, специальная одежда и
др.
Музыкальные
инструменты для детского оркестра, аудиотека: детские песни, фрагменты
классических музыкальных произведений, записи звуков природы, колыбельных и
т. д., музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты (металлофоны,
погремушки, маракасы, бубенчики, барабан, дудки, трещотки, детское пианино),
комплект дисков для слушания с тематическим репертуаром согласно
тематическому планированию.
Центр конструирования: крупный и
мелкий строитель, игрушки для обыгрывания построек, мозаики крупные, средние
и мелкие, конструкторы типа «Лего» крупные и мелкие, кубики различных
размеров, строительные наборы, содержащие элементы для конструирования
архитектурных форм (арки, призмы, конусы и т.д.), дидактические игры,
связанные с ориентированием в пространстве, приемами моделирования,
транспортные игрушки, альбомы с алгоритмами и схемами создания построек.
Физическое
развитие
Центр здоровья: кегли, кубики, скакалки, гимнастические палки, обручи; флажки, ленты; мячи резиновые разных диаметров; погремушки, гантели, мешочки с песком, массажные коврики, дидактические игры о здоровом образе жизни, игры о видах спорта, картотеки утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, динамических пауз, пальчиковой гимнастики, схемы упражнений.
Размещение оборудования, игрушек и
наглядного материала по зонам позволяет детям объединяться по подгруппам по
общим интересам.
|